Оперативные блокировки разъединителей |
Статьи - Электромонтажные работы |
Назначение оперативной блокировки – исключение ошибочных действий оперативного персонала при операциях с разъединителями, отделителями, работе с тележками КРУ и с заземляющими ножами. При отключении и включении рабочих токов, включении заземляющих ножей на участок ошиновки, находящейся под напряжением, возникает открытая дуга между контактами, которая представляет опасность для оперативного персонала и приводит к повреждению оборудования. Чтобы не допустить такой ситуации все разъединители должны быть сблокированы со своими выключателями, а заземляющие ножи – со своими разъединителями. Основные требования к оперативной блокировке:
В том случае, если блокировка не разрешает проведение какой-либо операции, необходимо прекратить переключения и проверить:
Если будет выявлена неисправность оперативной блокировки, об этом необходимо сообщить лицу, отдавшему распоряжение о переключениях. Оперативному персоналу самовольно запрещается деблокировать оперативную блокировку. Деблокирование (со снятием пломб) производится с разрешения лица, имеющего на это право приказом по предприятию (обычно старший диспетчер, начальник ПС и главный инженер). Бланк переключений переписывается заново, в него вносится запись о деблокировке. Ну, и, конечно, релейный персонал организовывается на поиск неисправности. Виды блокировок:
Механическая блокировка – это блокировка непосредственного действия, которая может быть выполнена на близко расположенных аппаратах. Например, блокировка разъединителя со своим выключателем в КРУ выполняется в виде запирающей рукоятки, когда при включенном положении выключателя запирается разъединитель и оперировать им не разрешается. Точно таким же образом выполнена механическая блокировка заземляющих ножей со своим разъединителем (когда разъединитель включен, заземляющие ножи надежно заперты рукоятками). Такая блокировка применяется в РУ до 220кВ. Достоинство этой блокировки – простота, недостаток – узкая область применения, может быть выполнена только на близко расположенных аппаратах. Электромеханическая блокировка более сложная, она применяется в тех случаях, когда есть только дистанционное управление аппаратами со щита управления. Эта блокировка состоит из целого комплекса замков на ключах управления, каждый из которых имеет свои секреты. Открываются эти замки своими ключами только в том случае, если операции с данным аппаратом оперативная блокировка разрешает. Эта блокировка достаточно надежная, однако у нее есть один недостаток – она может быть выполнена только при отсутствии местного управления и только в пределах одной ячейки или системы шин. Электромагнитная блокировка лишена всех этих недостатков. Она универсальна и может охватывать любое количество присоединений на любой по площади территории. Она условно надежна. Недостатком можно считать наличие длинных кабелей, плохая регулировка контактов КСА разъединителей и ножей, обрывы в кабельных жилах. Наибольшее распространение получили механические и электромагнитные блокировки. Принцип действия механической блокировки: На рис.1. показан пример выполнения механической замковой блокировки разъединителей в схеме с одной системой сборных шин. Каждый разъединитель и выключатель имеют свой запорный замок, который состоит из корпуса 3 и подвижного стержня с выступающей частью 1, Стержень входит в стопорное отверстие привода 2 блокируемого аппарата. На втором конце подвижного стержня, который находится внутри корпуса, имеются специальные выступы, соответствующие прорезям переносного ключа 4. Ключ может быть вставлен в замок или вынут из него только в конечных положениях привода, когда фиксирующий стержень входит в предназначенное для него отверстие. Во избежание ошибок ключ и замок выполняются с определенным секретом. Рис.1. Принципиальная схема механической замковой блокировки разъединителей. Порядок работы блокировки следующий. Нормально ключ находится в замке выключателя. Вынуть его можно только в отключенном положении выключателя. При снятии ключа фиксирующий подвижный стержень замка запирает привод выключателя в отключенном положении. После этого вынутым ключом производят отпирание замка линейного разъединителя: вставляют ключ в отверстие корпуса, зацепляют подвижный стержень и вытягивают его поворотом ключа. Затем отключают линейный разъединитель QS1. После отключения разъединитель запирают замком в новом положении, а ключ освобождают. Аналогично производят операции и с шинным разъединителем QS2. Для включения электрической цепи все действия производят в обратном порядке. Механическую блокировку применяют обычно в схемах с малым числом присоединений (обычно до 10). Принцип действия электромагнитной блокировки: Исполнительным органом электромагнитной блокировки является блок-замок, устанавливаемый на приводе каждого коммутационного аппарата. В этом замке есть контакты, на которых напряжение будет только в том случае, если допускаются операции с приводом. Блок-замок отпирается с помощью электромагнитного ключа. Ключ – один на все присоединения. Блокировка состоит из замка 9, устанавливаемого на приводе 1, и универсального переносного ключа 6. Замок 9 состоит из пластмассового корпуса, в котором размещается стержень 3, пружина 2, гнезда 4 и 10. Под действием пружины 2 стержень 3 выходит из корпуса и запирает привод 1. Переносной ключ 6 состоит из пластмассового корпуса, в котором размещены штыри 5, катушка 7 и сердечник катушки 8. Если отключение привода разрешено, то от источника постоянного тока подводится напряжение к гнездам 4 и 10. Оперативный персонал вставляет ключ штырями в гнезда замка. По катушке 7 протекает ток, намагничивая сердечник 8 и соприкасающийся с ним стержень 3. Оперативный персонал при помощи кольца вытягивает сердечник 8 и стержень 3, отпирая привод 1. Кроме этого, у замков старого образца имеются сбоку два рычажка с отверстиями для пломбировки (или язычок). У замков нового типа ничего этого нет, зато есть деблокирующий магнитный ключ, для которого наличие напряжения совершенно не нужно. Пользоваться, по понятным причинам оперативному персоналу этим ключом запрещено, теряется весь смысл оперативной блокировки. Принципы выполнения схем электромагнитной блокировки Схемы электромагнитной блокировки состоят из отдельных логических цепочек, которые можно анализировать независимо друг от друга. Чтобы читать схемы электромагнитной блокировки нужно помнить правило: схемы рисуются для отключенного положения коммутационных аппаратов. В качестве примера рассмотрим кусок схемы с двумя системами шин, одной линией, присоединенной к ним и шиносоединительным выключателем. При составлении схем надо соблюдать несколько правил:
Нарисованная здесь схема – только для ручного привода, т.к мы видим лишь блок-замки, которые оперативный персонал отпирает и далее может вручную оперировать коммутационным аппаратом. Однако ручной привод используется только на напряжении до 220кВ. Поэтому мы должны посмотреть, как же у нас будет осуществляться блокировка разъединителями и ножами при дистанционном или местном управлении при наличии двигателей. Параллельно блок-замкам в схему электромагнитной блокировки ставятся обмотки реле электромагнитной блокировки (вы все их хорошо знаете, они стоят в шкафах приводов разъединителей). Контакты этих реле стоят в цепях ключей дистанционного и местного управления приводами разъединителей и ножей и подают напряжение на обмотку пускателей. Контакты пускателей, в свою очередь, подают трехфазное переменное напряжение на двигатели приводов, и оперативный персонал начинает отключать или включать аппараты. Естественно, ничего этого не произойдет, если не соберутся те логические цепочки, которые мы разбирали в основной схеме. Действия оперативного персонала при запрете операций со стороны оперативной блокировки:
Возможные неисправности электромагнитной блокировки:
Статьи по этой теме: Порядок организации оперативной блокировки на подстанциях нового покаления |